1
Городок у берега,
Пальмы, пальмы, пальмы…
Мы с тобой в Америке,—
Вот куда попали мы.
Мы с тобой в Америке,
Где-то в южном штате.
В городке у берега
Погостим, читатель?
Город тихий, маленький,
В стороне от трассы.
Девочки и мальчики
Утром ходят в классы.
И читают дети
По дороге в школу:
«Пейте, пейте, пейте,
Пейте кока-колу!»
По асфальту гладкому
За машиной плоской
Пробегут, зацокают
Лошади с повозкой.
Засверкав, закружатся
Спицы мотоцикла,
И затихнет улица —
К тишине привыкла.
Тут монтер по городу
Ходит утром ранним
С разными отвертками —
С мастерской в кармане.
Тут в аптеке — сладости!
Пирожки с орехами.
Что ж, читатель, радуйся —
Вот куда приехали!
2
Живет мальчишка в городке,
Он черен до того —
В сарае, в темном уголке,
И не найдешь его.
И не найдешь,
Хоть рядом стой,—
Малыш
Сольется с темнотой.
Но зубы белые блеснут —
И сразу видно:
Вот он! Тут!
Зовут мальчишку Томом,
С утра, часов с семи,
Играет перед домом
Он с младшими детьми.
Он нянчит черных, голых
Братишек и сестер,
Смеется во весь голос,
Поет им всякий вздор.
Сестренкам чернолицым
Он обещал не раз:
— Вот я начну учиться —
Начну учить и вас.
Он славный мальчик,
Этот Том!
Еще мечтает он
О том,
Как по дорожке лунной
Он влезет на луну.
Вот удивятся люди,
Воскликнут: «Ну и ну!»
Потому на пристани
Ждет он дотемна,
Смотрит долго, пристально,
Как блестит луна,
Как бежит волна.
3
Что случилось? Не пожар ли?
Слышны крики белых мам.
Раздается: — Чарли! Чарли!
Джимми, Джонни, по домам!
Городок шумит, встревожен.
(Где спокойствие, покой?)
Все твердят о чернокожем,
О каком-то чернокожем…
Кто же, кто же он такой?
Он идет в рубашке новой,
Новичок черноголовый.
В башмаках, не как-нибудь,
Он с утра пустился в путь.
И, прижав его к груди,
Мать сказала: — Ну иди…—
Но стоят на перекрестке
Дети, взрослые, подростки
И кричат все вместе, разом:
— Здесь не место черномазым!
Объяснить им хочет Том:
Подождите, дело в том —
Башмаки не зря надел он:
Обещал учитель белый,
Обещал, что примет в класс.
Мать сказала: — В добрый час.
Но кричат все вместе, разом:
— Потерял учитель разум!
Помогает черномазым!
Пусть толпа стоит стеной,
Всюду злые лица —
Он пройдет любой ценой,
Пробует пробиться.
И опять, что с ним ни делай,
Он твердит в который раз:
— Обещал учитель белый,
Обещал, что примет в класс!
Чья-то сильная рука
Отшвырнула паренька,
А мальчишки во все горло
Завопили: — Черный! Черный!
Черномазый!
В печку лазил!
Важно девочка в панаме
Оглядела малыша,
Говорит нарядной маме:
— А у негров есть душа?
Словно загнанный птенец,
Мальчик чернолицый.
Кто-то должен наконец
За него вступиться?
Учитель, белый человек
В потертой куртке старой,
Седые волосы как снег,
Кричит: — Оставьте парня! —
Ему в ответ со всех сторон:
— За черных он! За негров он!
— За негров ты! — грозят ему.
— Ты захотел лопасть в тюрьму?
— Запомни: в нашем штате
Заступники некстати!
— За черных он! Позор! Позор! —
Все снова забурлило,
И напирает на забор
Какой-то заводила.
И сразу в окна — град камней!
— Учитель будет поумней!
Угрозам, крикам нет конца:
— Гоните черного мальца!
— Гони чертенка
Черного
На все четыре
Стороны!
Кулаки сжимает мальчик.
Сердце прыгает, как мячик.
Почему сейчас не вечер?
Темнота нужна ему.
В темноте он незаметен,
Он бы мог нырнуть во тьму.
Он бы мимо шумных улиц
Незамеченный бежал.
Чтобы зубы не блеснули,
Он бы их покрепче сжал.
4
Городок у берега,
Пальмы, пальмы, пальмы…
Мы с тобой в Америке,—
Вот куда попали мы.
На улицах просторных
Стучись хоть в каждый дом —
Жильцов не пустят черных:
— Мы черным не сдаем!
Здесь негритянка нянчит,
Ласкает паренька,
Но подрастает мальчик,
И смотрит белый мальчик
На негров свысока.
А негритенка Тома
Тут не пустили в класс.
Один в сарае темном
Он прячется сейчас.
«Как быть?» — читатель, спросишь,
Покоя мне не дашь.
Но мы с тобой тут гости,
Порядок здесь не наш.
Домой, домой, читатель,
Уедем, улетим!
Остаться в этом штате
Минуты не хотим!
Но мы забыть не сможем,
Нам не забыть о том,
Как люди с белой кожей
Тебя прогнали, Том!